На главную
Русская версия сайта Английская версия сайта
Погода
ветер: В, 4.5 м/с
давление: 758 мм рт. ст.
влажность: 60.5 %

Выступление губернатора Воронежской области В.Г.Кулакова на пленарном заседании

Межрегиональное сотрудничество, как основа инновационной стратегии развития

Уважаемые коллеги, участники и гости форума!

Кулаков В.Г.

Кулаков В.Г., губернатор Воронежской области

Первый Воронежский инвестиционный форум можно считать итогом целенаправленной пятилетней работы по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Это наглядно демонстрируют как масштаб выставочной экспозиции, так и заинтересованное представительство власти и бизнеса.

Не преследуя цели предложить вам «отчетный доклад», хотел бы привлечь внимание только к некоторым, главным характеристикам достигнутого областью уровня развития.

Благодаря принятым мерам и действиям законодательного, организационного, экономического и социально-духовного плана Воронежская область обеспечила возрождение своего потенциала, утраченного в 90-е годы. Позитивные процессы развития области обусловлены, в том числе, проводимой политикой по формированию эффективной конкурентоспособной экономики и созданию прочной основы для повышения качества жизни населения области. Нам удалось сохранить многоотраслевую структуру региональной экономики, восстановить место и роль области в территориальном разделении труда России, добиться при практическом отсутствии конъюнктурно востребованных на отечественном и мировом рынках сырьевых отраслей темпов ежегодного прироста валового регионального продукта в 6-7 процентов.

По итогам работы за 2001-2007 годы достигнут трехкратный рост инвестиций, более чем на треть обеспечен прирост промышленного производства и продукции сельского хозяйства, почти в 5 раз увеличился внешнеторговый оборот, среднедушевые доходы консолидированного бюджета области выросли в 7 раз, реальные денежные доходы населения - в 2,5 раза.

Собственные усилия компаний в реальном секторе экономики, меры и действия органов власти по поддержке хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства обеспечили переход на траекторию устойчивого социально-экономическое развития области в целом. Это, в свою очередь, позволило нам сформировать долгосрочную стратегию развития региона, в основу которой положена реализация инновационной модели развития. А путь к инновациям, к новым современным технологиям – это привлечение инвестиций.

Из опыта последних лет я хотел бы выделить и предложить для обсуждения следующие проблемы:
Во-первых, развитие специализированных кластеров, определяющих конкурентоспособность и эффективность экономики региона.
Во-вторых, формирование современной транспортной, коммуникационной и бизнес инфраструктуры.
В-третьих, формирование эффективной системы подготовки квалифицированных кадров.

Главное, на что я хочу обратить ваше внимание – это недостаточная сбалансированность наших инвестиционных устремлений на межрегиональном уровне, на некоторые направления межрегиональной кооперации и механизмы их реализации.

В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем, включая: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

Для решения указанных проблем необходимо обеспечить поддержку процессов производственной кооперации в регионах, которая должна включать в себя создание и работу консультационного совета по вопросам производственной кооперации при органах исполнительной власти области, развитие региональных центров субконтрактации. Анализ существующей ситуации в регионах России показывает необходимость разработки и реализации региональных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов.

К числу приоритетных кластеров реального сектора экономики области, которые определяют инновационный тренд стратегического развития нашего региона относятся: авиационный кластер, ракетно-космический, кластер транспортного (железнодорожного) машиностроения, радиоэлектронный кластер, кластер строительных материалов, атомного и энергомашиностроения.

Учитывая масштабы агропромышленного комплекса Воронежской области мы также выступаем с инициативой по формированию межрегиональных кластеров зерново-масличного, свекло-сахарного и мясо-молочного. Большинство отраслей АПК областей Центрального Черноземья находятся в стадии интенсивной модернизации. Воронежская область участвует и готова участвовать в дальнейшем в качестве одного из крупнейших партеров в этом процессе. Партнерство регионов позволило бы решить задачи разумной специализации, интеграции – вплоть до создания крупных межрегиональных компаний, что обеспечит восстановление Центральному Черноземью статуса важнейшей продовольственной базы России.

В последние годы на основе решений Федерального Центра нам удалось предпринять эффективные шаги по формированию промышленных кластеров: концерн «Созвездие», Объединенная авиастроительная корпорация, концерн им. Хруничева ? это конкретный результат созидательной государственной политики. Дальнейшее наращивание инвестиционного и инновационного потенциала в наукоемком машиностроении мы связываем с созданием государственной корпорации «Ростехнологии», которая призвана обеспечить прорыв в данном секторе экономики с привлечением масштабных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства.

Несколько слов о развитии инфраструктуры и, прежде всего, транспортной. Геополитическое расположение Воронежской области на пересечении транспортных потоков «Север-Юг» и «Запад-Восток» является основанием для выдвижения проекта создания крупной межрегиональной транспортно-логистической системы именно в районе г.Воронежа. Эта проблема уже начала решаться со строительством новых логистических комплексов в районе Воронежского аэропорта, на пересечении автотрасс М-4 «Дон» и А-144 «Курск-Саратов», началом создания грузового терминала на железнодорожной станции «Придача». Началась реконструкция взлетно-посадочной полосы Воронежского аэропорта, ее удлинение, что даст возможность принимать воздушные суда повышенной грузоподъемности. Наконец, принято решение о начале проектирования и строительства пассажирской станции «Воронеж-3» с вокзальным комплексом, введение в строй которого значительно улучшит транзит железнодорожного сообщения с севера на юг. Одновременно развернуты масштабные работы по качественной модернизации магистральной автотрассы «Дон». Реализация этих инвестиционных проектов ведется в рамках федеральной стратегии развития автотранспортной системы России и соответствующей федеральной целевой программы.

Вместе с этим, подъем промышленности и экономики в целом немыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Причин здесь несколько:

  • негативные демографические процессы;
  • искаженная структура образовательной системы. Не секрет, что развитие высшего профессионального образования (а у нас в области 36 вузов, около 130 тысяч студентов) деформировало спрос на начальное и среднее профессиональное образование;
  • и, наконец, нестабильность и сложности миграционных процессов.

Каждая из этих причин требует специальных решений. Но, пожалуй, особенно важно найти правильное решение в области подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Расширение высшего образования – общемировая тенденция, да и ценность его несомненна. Это не означает, однако, что оно может быть отпущено в «вольное плавание». Государство и общество могут и должны влиять на оптимизацию структуры образовательных программ.

Здесь много путей:

  • корректировка структуры государственного заказа;
  • формирование регионального и муниципального заказов (у нас, в частности, действует областной заказ на подготовку медиков, педагогов, специалистов-аграрников);
  • активное участие бизнеса в формировании структуры программ и контингента учащихся;
  • развитие системы дополнительного (послевузовского) образования на основе совместных планов бизнеса и вузов.

Я глубоко убежден, что в обеспечении квалифицированными работниками всех категорий, их переподготовке - роль бизнеса должна быть существенно большей. Положительные примеры – совместные программы Воронежского госунивеситета с компанией Сименс, Новолипецким металлургическим комбинатом; специализированные кафедры наших вузов располагаются на ВАСО, Рудгормаш, Минудобрения и других предприятиях.

Со своей стороны, мы предлагаем иные схемы решения этих задач. На площадках форума, в частности, будет обсуждаться проект создания Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. Центр задуман как многоуровневая сетевая структура с единым руководящим центром.

Но этот проект приобретет реальные черты только при активном участии бизнеса: ему определять потребность, ставить задачи, нести ответственность за эффективное использование прошедших подготовку кадров.

В заключении хочу отметить, что только профессиональное партнерство бизнеса, власти и всего общества позволит привлечь необходимые финансовые ресурсы и обеспечить сбалансированное развитие и процветание регионов России.

Спасибо за внимание!



Организаторы

Администрация Воронежской области
Администрация
Воронежской области

Рейтинговое агентство Эксперт РА

При официальной поддержке

Министерство промышленности и торговли

При поддержке

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Деловая Россия

Russo-British Chamber of Commerce

ОПРОС
Как Вы оцениваете итоги форума?
Форум решил поставленные перед ним задачи по привлечению инвестиций в регион
Форум заложил основы плодотворного межрегионального сотрудничества
Форум выполнял чисто имиджевые функции

Результаты голосований

Карта сайта

     
инфо: беспроблемный обмен квартир | Красногорск работа, карта города, магазины, квартиры. | регистрация | Стабилизаторы lider дизельные электростанции