|
|
Выступление губернатора Воронежской области В.Г.Кулакова на пленарном заседанииМежрегиональное сотрудничество, как основа инновационной стратегии развития Уважаемые коллеги, участники и гости форума!
Первый Воронежский инвестиционный форум можно считать итогом целенаправленной пятилетней работы по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Это наглядно демонстрируют как масштаб выставочной экспозиции, так и заинтересованное представительство власти и бизнеса. Не преследуя цели предложить вам «отчетный доклад», хотел бы привлечь внимание только к некоторым, главным характеристикам достигнутого областью уровня развития. Благодаря принятым мерам и действиям законодательного, организационного, экономического и социально-духовного плана Воронежская область обеспечила возрождение своего потенциала, утраченного в 90-е годы. Позитивные процессы развития области обусловлены, в том числе, проводимой политикой по формированию эффективной конкурентоспособной экономики и созданию прочной основы для повышения качества жизни населения области. Нам удалось сохранить многоотраслевую структуру региональной экономики, восстановить место и роль области в территориальном разделении труда России, добиться при практическом отсутствии конъюнктурно востребованных на отечественном и мировом рынках сырьевых отраслей темпов ежегодного прироста валового регионального продукта в 6-7 процентов. По итогам работы за 2001-2007 годы достигнут трехкратный рост инвестиций, более чем на треть обеспечен прирост промышленного производства и продукции сельского хозяйства, почти в 5 раз увеличился внешнеторговый оборот, среднедушевые доходы консолидированного бюджета области выросли в 7 раз, реальные денежные доходы населения - в 2,5 раза. Собственные усилия компаний в реальном секторе экономики, меры и действия органов власти по поддержке хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства обеспечили переход на траекторию устойчивого социально-экономическое развития области в целом. Это, в свою очередь, позволило нам сформировать долгосрочную стратегию развития региона, в основу которой положена реализация инновационной модели развития. А путь к инновациям, к новым современным технологиям – это привлечение инвестиций. Из опыта последних лет я хотел бы выделить и предложить для обсуждения следующие проблемы: Главное, на что я хочу обратить ваше внимание – это недостаточная сбалансированность наших инвестиционных устремлений на межрегиональном уровне, на некоторые направления межрегиональной кооперации и механизмы их реализации. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем, включая: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров. Для решения указанных проблем необходимо обеспечить поддержку процессов производственной кооперации в регионах, которая должна включать в себя создание и работу консультационного совета по вопросам производственной кооперации при органах исполнительной власти области, развитие региональных центров субконтрактации. Анализ существующей ситуации в регионах России показывает необходимость разработки и реализации региональных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов. К числу приоритетных кластеров реального сектора экономики области, которые определяют инновационный тренд стратегического развития нашего региона относятся: авиационный кластер, ракетно-космический, кластер транспортного (железнодорожного) машиностроения, радиоэлектронный кластер, кластер строительных материалов, атомного и энергомашиностроения. Учитывая масштабы агропромышленного комплекса Воронежской области мы также выступаем с инициативой по формированию межрегиональных кластеров зерново-масличного, свекло-сахарного и мясо-молочного. Большинство отраслей АПК областей Центрального Черноземья находятся в стадии интенсивной модернизации. Воронежская область участвует и готова участвовать в дальнейшем в качестве одного из крупнейших партеров в этом процессе. Партнерство регионов позволило бы решить задачи разумной специализации, интеграции – вплоть до создания крупных межрегиональных компаний, что обеспечит восстановление Центральному Черноземью статуса важнейшей продовольственной базы России. В последние годы на основе решений Федерального Центра нам удалось предпринять эффективные шаги по формированию промышленных кластеров: концерн «Созвездие», Объединенная авиастроительная корпорация, концерн им. Хруничева ? это конкретный результат созидательной государственной политики. Дальнейшее наращивание инвестиционного и инновационного потенциала в наукоемком машиностроении мы связываем с созданием государственной корпорации «Ростехнологии», которая призвана обеспечить прорыв в данном секторе экономики с привлечением масштабных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. Несколько слов о развитии инфраструктуры и, прежде всего, транспортной. Геополитическое расположение Воронежской области на пересечении транспортных потоков «Север-Юг» и «Запад-Восток» является основанием для выдвижения проекта создания крупной межрегиональной транспортно-логистической системы именно в районе г.Воронежа. Эта проблема уже начала решаться со строительством новых логистических комплексов в районе Воронежского аэропорта, на пересечении автотрасс М-4 «Дон» и А-144 «Курск-Саратов», началом создания грузового терминала на железнодорожной станции «Придача». Началась реконструкция взлетно-посадочной полосы Воронежского аэропорта, ее удлинение, что даст возможность принимать воздушные суда повышенной грузоподъемности. Наконец, принято решение о начале проектирования и строительства пассажирской станции «Воронеж-3» с вокзальным комплексом, введение в строй которого значительно улучшит транзит железнодорожного сообщения с севера на юг. Одновременно развернуты масштабные работы по качественной модернизации магистральной автотрассы «Дон». Реализация этих инвестиционных проектов ведется в рамках федеральной стратегии развития автотранспортной системы России и соответствующей федеральной целевой программы. Вместе с этим, подъем промышленности и экономики в целом немыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Причин здесь несколько:
Каждая из этих причин требует специальных решений. Но, пожалуй, особенно важно найти правильное решение в области подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Расширение высшего образования – общемировая тенденция, да и ценность его несомненна. Это не означает, однако, что оно может быть отпущено в «вольное плавание». Государство и общество могут и должны влиять на оптимизацию структуры образовательных программ. Здесь много путей:
Я глубоко убежден, что в обеспечении квалифицированными работниками всех категорий, их переподготовке - роль бизнеса должна быть существенно большей. Положительные примеры – совместные программы Воронежского госунивеситета с компанией Сименс, Новолипецким металлургическим комбинатом; специализированные кафедры наших вузов располагаются на ВАСО, Рудгормаш, Минудобрения и других предприятиях. Со своей стороны, мы предлагаем иные схемы решения этих задач. На площадках форума, в частности, будет обсуждаться проект создания Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. Центр задуман как многоуровневая сетевая структура с единым руководящим центром. Но этот проект приобретет реальные черты только при активном участии бизнеса: ему определять потребность, ставить задачи, нести ответственность за эффективное использование прошедших подготовку кадров. В заключении хочу отметить, что только профессиональное партнерство бизнеса, власти и всего общества позволит привлечь необходимые финансовые ресурсы и обеспечить сбалансированное развитие и процветание регионов России. Спасибо за внимание! |
| |||||||||
|